Новости
28 августа 2017, 23:12

Больше, чем художник

На прошлой неделе, 21 августа, в Каслинском историко-художественном музее состоялась встреча с дочерью и внучкой легендарного каслинского скульптора Павла Степановича Аникина. В этом году город Касли отмечает 100-летие со дня рождения своего великого земляка.

«Больше, чем художник…» - так называется экспозиция, которую подготовили каслинские музейщики к юбилею Павла Аникина (17.06.1917-13.11.1956). Со слезами на глазах дочь Павла Степановича – Лилия Павловна Уханова - и его внучка – Лариса Юрьевна Токишева – рассматривали собранный сотрудниками музея альбом об отце и дедушке.

Ежегодно дочь и внучка скульптора приезжают на свою историческую родину – в Касли. В этом году их приезд – особенный, он связан с подготовкой к юбилейной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Павла Аникина. Мероприятие, посвященное этой юбилейной дате, состоится в музее в сентябре 2017 года.

«… отмечен он был Божьи даром такой силы, что недостаточно сказать о нем «удивительный самородок» или «редкий талант». Такие люди – слава и гордость нации, и родиться такой уникальный человек мог только в России» - так пишет о Павле Степановиче Евгений Николаевич Широков, его ученик, живописец, народный художник СССР.

«Павел Степанович Аникин отличался удивительным жизнелюбием, стремлением сделать как можно больше для людей. Можно понять наше благоговение перед талантом этого человека, который, тем не менее, был скромен. Он стал для нас примером большого трудолюбия…» - такие слова посвятил своему наставнику Александр Семенович Гилев, скульптор, член Союза художников СССР.

ДОСЬЕ:

АНИКИН Павел Степанович (17.06.1917, с. Куяш Кунашакского р-на — 13.11.1956, Касли) - скульптор, автор моделей для Каслинского художественного литья. Первые навыки лепки и рисования получил в школе мастеров художественного литья (1935 — 1939) у каслинских скульпторов А. М. Озерского и Н. Н. Горского. В 1939 - 1940 работал мастером на Каслинском чугунолитейном заводе; в 1940 — 1941 мастером, затем скульптором в Госотделстрое и артели «Возрождение» в Челябинске. После возвращения в Касли (1941) работал весовщиком, комендантом в жилищно-коммунальном отделе завода и одновременно писал копии с живописных полотен художников, обрамляя картины в гипсовые багеты своей работы. После восстановления производства художественного литья на Каслинском заводе в январе 1944 назначен скульптором, а в 1949 - заместителем начальника цеха. В его творческом наследии десятки оригинальных скульптурных групп, статуэток, бюстов: «Гимн Советского Союза» (1944), «Партизаны в тылу врага» (1945), «Мастерство бессмертно» (1946), «Заря изобилия» (1949), «Мир победит» (1956) и другие. С 1944 по 1946 преподавал скульптуру в ремесленном училище № 18 г. Касли, в 1945 организовал изостудию. В его мастерской постигали азы искусства будущие члены Союза Художников СССР А. С. Гилёв, А. В. Чиркин, будущий народный художник СССР Е. Н. Широков, скульптор А. И. Просвирнин. В декабре 1945 ввел поточный метод работы с использованием электродрели в чеканном отделении завода. В начале 1950-х гг. явился инициатором внедрения новой для завода технологии прецизионного художественного литья — литья по выплавляемым моделям; это дало возможность изготовления изящных, без швов на поверхности, не нуждающихся в особой механической обработке и сборке отливок.

Дочь скульптора – Лилия Павловна – родилась в Каслях. Освоила множество профессий: садовод, монтажёр на радиозаводе, акушер, медсестра «скорой помощи»... После смерти отца (в возрасте 39 лет от туберкулеза) для его единственной дочери Лилии началась новая жизнь, но уже в Тюмени. В 1965 году она устраивается в тюменскую «скорую помощь», но любовь к творчеству берет свое. И она поступает на работу художником-оформителем на тюменский камвольно-суконный комбинат, а затем переходит на Тюменскую студию телевидения. В это же время Лилия Павловна начинает заниматься живописью в городской изостудии.

Лилия Уханова-Аникина на фоне автопортрета.

Фото - Тюмень-медиа

Первая персональная выставка живописных работ Лилии Ухановой была организована в 1985 году. В «Тюменской правде» сообщалось: «...Серьёзно заниматься живописью Лилия Уханова стала всего шесть лет назад благодаря художнику В.А.Бусыгину. Заметив талант Лилии, он заставлял её чаще брать в руки кисти, делать наброски с натуры, приглашал с собой на этюды».

Сегодня Лилия Уханова-Аникина известна в Тюмени, как «художница, которая поет», поскольку Лилия Павловна обладает великолепным голосом и много лет поет в Тюменском академическом хоре. Сама Лилия Павловна убеждена: ей – всю жизнь не расстающейся ни с гитарой, ни с мольбертом – в полной мере передался талант отца:

- Он очень любил музыку, умел играть на гитаре. Услышав однажды «Серенаду Шуберта», плакал…

Единственная внучка Павла Степановича Аникина – Лариса Токишева, так же родившаяся в Каслях, – живет в Барнауле и известна там, как автор – исполнитель песен, написанных на стихи разных авторов.

- Песни начала писать, ещё учась в Тюменском училище искусств на фортепианном отделении. В училище у нас был предмет: анализ музыкальных произведений. Директор тюменского училища однажды задала нам домашнее задание – написать песню. Я за домашнее задание получила «5» и педагог очень меня вдохновляла, когда говорила: «Лариса, ты не бросай это!» - рассказывает Лариса о себе.

Маргарита Халтурина и Лариса Токишева

Но песни стали появляться только через несколько лет после окончания училища. Ещё в училище проснулась любовь к гитаре… А еще через несколько лет вокруг Ларисы образовался круг единомышленников, они все были музыкантами – дирижёр - хоровик, скрипачка.

- Получился мини-театр, который мы сами организовали. Семь лет я проработала в этом театре. Мы выступали в школах, детских садах, дворцах культуры города Тюмени… Сами делали декорации к своим сказкам. В основе сказок была музыка - флейта, гитара, скрипка, - вспоминает Лариса. - Так получилось, что первые концерты с моей дочерью Вероникой состоялись именно в этом театре. Мы пригласили режиссёра. Он поставил спектакль, в котором играли мы и наши дети. Мы сами сделали музыкальные инструменты – сопелки, гремелки, пыхтелки, шумелки и дети вместе со взрослыми озвучивали эту сказку… А однажды я захотела собрать все творческие силы своей семьи. У мамы – прекрасный оперный голос. Она лауреат многих серьезных вокальных конкурсов. У дочери была выставка изделий из бисера, кроме того, она освоила флейту. Несколько лет мы выступали с семейной программой, рассказывая о нашем дедушке и отце – скульпторе Павле Аникине, показывали его работы, говорили об уникальном искусстве каслинского чугунного литья, пели песни о родине, красоте и любви…

Собственно, этим – пробуждением в своих слушателях любви к малой и большой Родине – эти удивительные творческие люди, достойные потомки великого скульптора, занимаются и сейчас. Не случайно в Тюмени и Барнауле голос Ларисы Токишевой называют – солнечным, а флейту ее дочери – правнучки П. С. Аникина – Вероники Цуркан – волшебной.

Вероника Цуркан и Лариса Токишева

Немного о грустном. Каждый год, приезжая в Касли, потомки П. С. Аникина, посещают каслинское кладбище – могилу отца и деда. Очередной их приезд был омрачен тем, что Лилия Павловна и Лариса выяснили – могила скульптора Павла Степановича Аникина (скульптурная композиция «Чаша печали», выполненная скульптором С. П. Манаенковым), хоть по официальной информации и входит в число объектов, составляющих историко-мемориальный комплекс «Каслинское городское кладбище», но находится в столь плачевном состоянии что, судя по всему, кроме родных, навещающих захоронение раз в году, за могилой никто не наблюдает.

Как такое могло случиться? Специалисты Управления культуры администрации и сотрудники музея разводят руками. Осенью прошлого года дочь и внучка отремонтировали захоронение Павла Аникина на свои средства, не дожидаясь помощи от кого бы то ни было.

- Обидно другое, - делится Лилия Павловна Уханова-Аникина. - На территории старого кладбища в районе часовни есть могила Аиды Иовлевой (1926-1946) - эта девушка была дочерью друга Павла Степановича, она умерла в возрасте 20 лет от туберкулеза. Отец создал ее бюст. Естественно, на этом постаменте не указано, кто автор скульптуры, но работа, безусловно, заслуживает того, чтобы ее показывали в рамках экскурсий по каслинскому мемориальному комплексу – благо, эта могила находится недалеко от бюстов Клодта и Бахов. Эта работа была чрезвычайно важна для отца - с ней связана интересная история, и мы, родные, хотели бы, чтоб бюст Аиды был отреставрирован в память об отце. Могилу Аиды, соответственно, тоже нужно привести в порядок, ведь у нее родных в Каслях уже не осталось. Сами мы по деньгам это не потянем…

Но на творческой встрече в каслинском музее Лилия Уханова и Лариса Токишева не говорили о грустном. Они представили семейную программу, исполнив дуэтом под аккомпанемент каслинского музыканта, гитариста, преподавателя Детской школы искусств Александра Еременко несколько песен, в том числе – тех, которые любил Павел Степанович.

- Ваши картины, ваши песни, ваши прекрасные голоса наполняют сердце теплом, радостью и светлыми образами, - отметила в завершении встречи и.о. директора Каслинского историко-художественного музея Аниса Гильмиянова. – Нам, не знавшим лично Павла Степановича, остается только догадываться какой силы талантом он обладал, оставив после себя столь богатое наследие и столь одаренных потомков. Поистине он был больше, чем просто художник…

Маргарита ХАЛТУРИНА

Фото – из архива семьи Аникиных, Ухановых, Токишевых.

Видео: фрагмент выступления с Каслинском музее. В исполнении Лилии Павловны Ухановой-Аникиной и Ларисы Юрьевны Токишевой песня «Земля моя добрая…» (сл. Ю. Гуляев, муз. Е. Птичкин).

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg