Новости
20 августа 2017, 08:15

Летчик из Озёрска

В третье воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают пилоты воздушного флота и работники авиационной инфраструктуры России.

В канун Дня Воздушного Флота мы встретились с Геннадием Васильевичем Завгородним, военным летчиком, подполковником в отставке.

- Геннадий Васильевич, как вы попали в авиацию?

- Еще мальчишкой мечтал стать летчиком. Сначала, правда, хотел быть пожарником, потом шофером. В школе, у моего друга, дядя был военным летчиком, я его видел, когда тот приезжал из Кыштыма… А потом увидел летчика, он стоял на улице, такой дядька, в форме, с планшетом в руках, мне было лет 8-9.

- Где вы учились летать?

- Три раза поступал в летное училище. Первый раз после школы я поехал в Качинское училище в Волгоград, не прошел по конкурсу, не хватило двух баллов. Второй раз поехал поступать, но «завалил» медкомиссию.

После второго раза я поступил на работу на химкомбинат, на 35-ый завод. Потом в 70-ом году, слышу, открылось Борисоглебское училище, вновь открылось. Оно было закрыто в 1961 году, когда стали армию разгонять. Когда уезжал поступать, предупредил директора завода Гладышева, что могу не вернуться из отпуска, еду поступать. А он – если не поступишь, я тебя и так не возьму обратно, уволю!

- Как прошел первый самостоятельный полет? Какие были ощущения?

- Было « ах», что сзади никого нет, инструктора нет, и я свободен! Полет проходил на чешском учебно-тренировочном самолете Л-39. Все прошло хорошо.

- Коленки не тряслись от волнения?

- Нет, не тряслись! Вот говорят, страшно летать, да не страшно! На машине страшнее ездить!

- Вы водите автомобиль? Руль на себя, как штурвал, по привычке не тянете?

- Да, автомобиль вожу. Было раз, потянул, но жена вовремя одернула. ( Смеется .)

- А скорость какую развиваете на автомобиле? Как на самолете?

- Нет, я не хулиганю! И вообще, не люблю, когда гоняют!

- Геннадий Васильевич, где проходила ваша служба?

- Служил я в Северо-Кавказском военном округе, сначала недалеко от Сальска, станция называлась Верблюд, потом перевелся в Таганрог. С 1977 по 1990 годы служил в Таганроге.

В 1989 году Горбачев издал Указ о сокращении вооруженных сил, ну и, как всегда, начали опять с авиации. Тех офицеров, кто в полку у нас имел выслугу лет, собрали в одну эскадрилью и потом сократили. Предлагали,конечно, ехать в Забайкальский военный округ, но там степь, туда мне не хотелось. В командировку летал в Комсомольск-на-Амуре, как говорится, это край заключенных, частные дома, не очень комфортное проживание.

Поэтому после отставки работал в ДОСААФ, в 1995 году заболел отец, и мы вернулись с семьей на родину, в Озерск.

- Вы участвовали в боевых операциях?

- Нет, не участвовал. Только в 1981-82 годах с Таганрога перегоняли самолеты в Афганистан, и все. Садились в Кабуле, там эти самолеты сдавали. Ночью сели, утром нас транспортник назад отвозил, не задерживались.

- Были во время службы какие-то опасные ситуации, отказ двигателей?

- Бог миловал, никакого отказа ни разу не было

- Вы счастливый человек!

- Курсантом раз я промахнулся, зазевался. Это парой когда летают, инструктор на первом самолете, а я следом за ним. Когда стали делать разворот, я так отвлекся на земельку, а самолета инструктора уже нет, потерял. Потом на скорость глянул, а скорость упала. Тут я немножко трухнул, но потом вывел самолет в нужное положение. Обычно боятся сразу доложить командованию о внештатных ситуациях, но вспомнил, как говорил инструктор – главное, правду сказать. Поэтому доложил по рации, что не наблюдаю инструктора.

- Ругали?

- Нет, не ругали, даже похвалили за честность.

- А было экстренное катапультирование?

- Нет, была только наземная катапульта. Раз в год, весной, проходили наземное катапультирование. Садишься, кабина, как обычно, тебя выбрасывает на 12-13 метров.

- А вы «мертвую» петлю выполняли?

- Конечно! Фигуры высшего пилотажа делали, практически, каждый день, это входило в обязательные упражнения.

- Раньше в парке была «петля», вы успели застать ее?

- Да, успел, хотя ни разу на ней не пробовал, а жена моя будущая на ней крутилась. Меня же все время преследовала мысль, что она оторвется.

- А в самолете такой мысли не было?

- Нет, там же есть парашют!

- Кто-нибудь из родственников пошел по вашим стопам?

- Пока нет, внуку еще 11 лет, Ездили с ним в Челябинское штурманское училище. Первый раз ему не понравилось, а второй раз он сказал, что вот поступил бы сюда.

- То есть ваши гены заговорили в нем?

- Может быть! Если он «созреет», то неплохо будет!

- У нас в городе есть летчики-ветераны?

- Есть, мы общаемся. В 2012 году проводили 100-летие авиации. Тогда людей, связанных с воздушным флотом было 37 человек, не только летчики, но и техники, и кто служил, рядовой состав.

- Существуют у летчиков какие-нибудь приметы?

- Да, конечно. Пилоты стараются не фотографироваться на летном поле. Еще ни в одном полку не было самолета номер 13. Хотя лично претензий у меня к этому числу нет.

Геннадий Васильевич показал нам настоящий раритет – НПЛ, наколенный планшет летчика, который прикреплялся на ногу. В нем записывались позывные запасных аэродромов, расчеты по маршруту полетов. Записи делались карандашом, который был прикреплен резинкой. Было очень интересно посмотреть на этот рукописный «компьютер», почитать названия позывных – Кисточка, Былина, Квартет, Метелица.

Показал нам Геннадий Васильевич фотографии из домашнего архива.

Геннадий Васильевич: На этой фотографии космонавт Владимир Александрович Джанибеков, он приезжал к нам на 60-летие полка. Был в нашем полку курсантом. Только я пришел в 1977 году, а он ушел в отряд космонавтов в 1972.

В настоящее время Геннадий Васильевич возглавляет Совет ветеранов ПО «Маяк», ведет активную общественную деятельность, участвует в городских мероприятиях.

- Вас тянет в небо? Снятся сны?

- Да, часто снится сон, что меня призывают, и только доеду до части, раз, и просыпаюсь!

- А если Родине потребуется ваша военная подготовка и помощь, вы встанете на ее защиту?

- Конечно, встану! Ведь это мой долг!

Не зря говорят, что бывших летчиков не бывает…

* * *

Поздравляем Геннадия Васильевича и всех озерчан, причастных к авиации, с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой!

А. Лешкин, Д. Рябова

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg